Легенды про призраков
Ладно, давай-те разберем славный Питер на примерах 19-го века... Салтыков-Щедрин - ирония, сарказм по поводу бюракратии... провинциальной и Питерской... Достоевский - резкий контраст между питерцами и москвичами... Москвичи у него - мудры, спокойны и терпимы. Питерец же - вечно рефлексирующие личности, часто нанавидящее себя и из-за этого других, понятно эта рефлексия - в таких-то условиях жить: "Теснота и сырость углов и мебелированных комнат..." Т.е. это разделение не мы придумалы... оно сложилось еще до революции.
Да даже у Толстого в "Войне и Мире" есть это противостояние - Широкодушевные, гостеприимные по-русски Ростовы и верхушка аристократии Питера - Князья Курагины... и это даже не семья, это сообщество партнеров... Аристократы с душой ростовщиков.
Да если разбирать вообще отношение к Родине... То Толстой в своем занудстве очень показателен, что бы не дай Бог, кто-то не заметил. Ростовы, уезжая из Москвы, оставляют вещи и берут ранненых... Да и вообще рвуться помогать и что-то делать. Питер же все равно разговаривает по-французки... И единственный показной патриотиз на который они пошли, когда Наполеон уже был под Москвой - это неговорить в салонух по-французки.
Т.е. вот эта сущность отчужденности... псевдо-жизни и псевдо-духовности... была всегда.
Да Москва всегда была Купеческой... всегда была Богатой... и всегда жила на широкую ногу... транжирила деньги в кабаках, совершала безумные траты... Но ЭТО РУССКАЯ ЧЕРТА! Спалить червонец - это фигня, хоть десять! А потом еще 1000 на храм пожертвовать. Знаете почему Москва златоглавая? Церквей с золотыми куполами много... а строили их чаще всего именно купцы.
"Старшую сестру" ничего не раздражает... у нее просто реакция здорового человека на истерику отпрыска России "на мать не похожего". Вот именно, что истерика... "Духовность, Эрмитаж, Зенит-чемпион, МАсква-деревня"
Вот давайте разберем (знаю, что баян) простой пример на столь любимой Питерцами песне Шевчука, замечу это одно из немногих его произведений где мало рыбы... оно цельное и богатое на четкие метафоры.
(ДДТ - Черный пес Петербург)
"На Волковском воют волки, похоже
Завтра там будет еще веселей."
Ну что же замечательная эпитафия к могиле Питера.
"Черный пес Петербург - я слышу твой голос
В мертвых парадных, в хрипе зонтов..."
Как нельзя лучше описано, ощущение от города... Город-надгробие.
"Черный пес Петербург - крыши, диваны,
А выше поехавших крыш пустота."
Описывается состояние людей Питера... Маниакальность, Псевдо-духовность, псевдо-интеллектуальность, псевдо-интеллегентность.
"Дышит в каждом углу по ночам странный шорох
Здесь любой монумент в состоянии войны"
Больная атмосфера паранойи, где в любом углу видят бессов... и от всего ждут удара в спину, где любого подозревают в предательстве... Апогей шизофреннической отчужденности.
"Вы молчите вдвоем, вспоминая иное
Расположение волн на Неве."
Жизнь где-то в прошлом... где-то там, когда все было иначе...
"В этой темной воде отражение начала
Вижу я, и как он не хочу умирать."
Темная вода - вода торфяных болота, питающая Неву... котарая своей мрачностью притягивает самоубийц.
"Наполняются пеплом в подъездах стаканы.
В непролазной грязи здесь живет пустота."
По поводу пепла чуть позже... хотя и так понятно, но поясню... а вот про непролазную грязь, поясню сейчас... В Питере есть целые кварталы пустых домов... именно в них селились приезжие Хиппи и Неформалы у которых ничего небыло... Это было субкультура, противостоящая культуре официальной... культура противоречия. Это люди у которых ничего небыло, да они ничего и не хотели. Так что "Чистота" эта не Питерская...
А теперь самые главные метафоры:
"Наполняются пеплом в подъездах стаканы."
и
"Черный пес Петербург - есть хоть что-то живое
В этом царстве облеванных временем стен?"
Я просто приведу отрывок из Пиратов Карибского Моря:
- Мы больше не чувствовали вкуса еды! Спиртное не горячило нашу кровь и всем блудницам мира было не унять ОГОНЬ терзающий нашу плоть!
- Если ты не верила в легенды про призраков, настало время поверить! ТЫ, СРЕДИ НИХ!
И это сущность любого питерского героя Достоевского! Он потерял вкус жизни.